Департамент образования Орловской области
Управление общего образования администрации города Ливны
МБОУ СОШ № 2 г.Ливны
OBR57.ru

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
 Каталог электронных образовательных ресурсов по предметам  (На сайте "Российская электронная школа")
Средства обучения и воспитания

Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.
Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам. Выбор средств обучения определяется: задачами урока или занятия; содержанием учебного материала; применяемыми методами обучения; предпочтениями учителя.

По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные.
К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.
В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.
Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Основным звеном в системе образования является содержание. Именно оно является тем ядром,  над которым строятся методы и формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Содержание образования определяет способ усвоения знаний, который требует взаимосвязи средств обучения.
Содержание образования в нашей школе реализуется на 3 уровнях:

1 уровень – урок. Опираясь на предложенную тему и объем материала, педагог сам строит урок или занятие, он пытается наиболее полно отразить то содержание образования, которое входит в тему данного урока.
2 уровень – учебный предмет. Содержание учебного предмета формируется исходя из объема часов выделенных на предмет и значимости разделов учебного материала, которые выбраны в качестве изучения.
3 уровень – весь процесс обучения. (На протяжении всех методов обучения в общеобразовательных учреждениях, охватывающие все содержание, т.е. учебные предметы, их количество, количество часов выделенных на каждый из них)

Идеальные средства обучения
Материальные средства обучения
1 уровень – на уроке:
Произведения искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке. Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО.
2 уровень – учебный предмет:
Системы условных обозначений различных дисциплин, развивающая среда для накопления навыков по данному предмету. Учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации по предмету).
3 уровень – весь процесс обучения:
Система обучения и воспитания, методы обучения и воспитания, система общешкольных требований. Кабинеты для обучения, библиотека, столовая, помещение для администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения.

В свою очередь в нашей школе используются на различных уроках и занятиях и идеальные, и материальные средства обучения и воспитания:

  • Печатные – книги для чтения, учебники, учебные пособия, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, атласы и т.д.
  • Наглядные плоскостные – карты настенные, магнитные доски, плакаты, иллюстрации настенные.
  • Демонстрационные – макеты, стенды, гербарии, модели в разрезе, муляжи и т.д.
  • Электронные образовательные ресурсы – мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы, электронные журналы и электронные дневники и т.д.
  • Аудиовизуальные – слайды, образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.
  • Учебные приборы – колбы, барометр, компас и т.п.
  • Спортивное оборудование – тренажеры, гимнастическое оборудование, мячи, спортивные снаряды и т.д. 

    Принципы использования

  • Учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
  • сотворчество педагога и обучающегося
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Доступные информационные системы и сети
Электронные образовательные ресурсы
http://nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома "Первое сентября" "Начальная школа".Его архив включает номера с 1997 года. Учитывая, что газета выходит каждую неделю, это огромный материал для учителей младших классов. Если Вы не можете найти эту газету в своей школе или в библиотеке, Интернет всегда поможет Вам.
http://www.ed.gov.ru - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
http://www.int-edu.ru - Сайт Института Новых Технологий.
http://www.rsl.ru - Российская государственная библиотека.
http://www.gnpbu.ru Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского.
http://www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека.
http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.
Интернет ресурсы

Справочные, научные материалы:
http://www.ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме
http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка
www.mapryal.org/ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
http://philology.ru/default.htm– Русский филологический портал
http://russkiyjazik.ru/– Энциклопедия «Языкознание»

Электронные библиотеки, архивы, пособия:

www.feb-web.ru/ – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научные исследования и историко-биографические работы
http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»

Методические материалы:

www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru)

Олимпиады, конкурсы:

http://info.olimpiada.ru  – всероссийский портал олимпиад

Справочные, научные материалы:

http://www.mathtest.ru/ - математика в помощь школьнику и студенту
http://uztest.ru/ - ЕГЭ по математике, подготовка к тестированию по математике

Доступная среда

Нормативно-правовая база

Нормативные документы в сфере образования обучающихся с ограниченными 
возможностями здоровья
Положения

Положение о  психолого – медико – педагогическом консилиуме (ПМПк)
Положение об адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ
Положение о рабочей группе по введению ФГОС обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН

 

Информация о специальных условиях обучения
  1. Информация о специально оборудованых кабинетах
  2. Информация о библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
  3. Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
  4. Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации
  5. Информация о специальных услових питания
  6. Информация о специальных условиях охраны здоровья
  7. Информация о доступе к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
  8. Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
  9. Информация о наличии условий для бесперпятственного доступа в общежитие, интернат
  10. Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Загруженные документы

  • Доступная среда. Положения.
    • Положение о психолого – медико – педагогическом консилиуме (ПМПк)
      Просмотр
      Скачать
    • Положение о рабочей группе по введению ФГОС обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью
      Просмотр
      Скачать
    • Положение об адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ
      Просмотр
      Скачать
  • Доступная среда. Информация о специальных условиях обучения
    • Информация о библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
      Просмотр
      Скачать
    • Информация о доступе к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
      Просмотр
      Скачать
    • Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
      Просмотр
      Скачать
    • Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
      Просмотр
      Скачать
    • Информация о наличии условий для бесперпятственного доступа в общежитие, интернат
      Просмотр
      Скачать
    • Информация о специально оборудованых кабинетах
      Просмотр
      Скачать
    • Информация о специальных услових питания
      Просмотр
      Скачать
    • Информация о специальных условиях охраны здоровья
      Просмотр
      Скачать
    • Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации
      Просмотр
      Скачать
    • Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
      Просмотр
      Скачать
Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.